beam_truth: (Default)
[personal profile] beam_truth




Настоящая статья является кратким исследованием законов о правах не-мусульман в исламском государстве, изложенных в четырех суннитских школах (мазхабах) шариатского права: ханафитской, маликитской, ханбалитской и шафиитской. Мы покажем негативные последствия этих законов, не оставляя без внимания более либеральные взгляды современных исламских реформаторов.

Концепция "исламского государства"

"Исламское государство, по существу, является государством идеологическим, и, таким образом, радикально отличается от национального государства." Это заявление, сделанное известным пакистанским суннитским теологом Мавдуди, закладывает фундамент политической, экономической, социальной и религиозной системы исламских стран, которые руководствуются исламским правом. Данная система взглядов намеренно разделяет людей по их религиозной принадлежности. Маудуди констатирует следующие основные различия между исламскими и светскими государствами:

  • Исламское государство является идеологическим. Люди, проживающие в нем, делятся на мусульман, которые верят в идеологию ислама и не-мусульман, которые в неё не верят.

  • Ответственность за политику и управление таким государством "должна лежать, прежде всего, на тех, кто верит в исламскую идеологию." Следовательно, не-мусульманам не может быть доверена ответственность проводить политику исламского государства.

  • Исламское государство обязано проводить различие (т.е. дискриминацию) между мусульманами и не-мусульманами. Однако исламский закон (шариат) гарантирует не-мусульманам "некоторые оговоренные права, в обмен на которые они не имеют права вмешиваться в дела государства, поскольку не поддерживают его идеологию." Как только они принимают исламскую веру, они "становятся равноправными участниками во всех вопросах, касающихся государства и правительства."

Выше указанная точка зрения представляет ханафитскую школу. Остальные три школы: маликитская, ханбалитская (две наиболее фундаменталистские) и шафиитская. Все четыре школы согласны с основным догматическим кредо ислама, но различаются по интерпретации исламского права, которое строится на следующих четырех источниках:

  • Коран - книга, содержащая высказывания Аллаха, якобы продиктованные Мухаммеду Джибрилем.

  • Хадисы - собрание исламских преданий, включающих высказывания и поступки Мухаммеда, переданные его современниками.

  • Кияс - суждение по аналогии, позволяющее решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.

  • Иджма - консенсус исламских авторитетов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной.

Текстуальных законов, предписанных непосредственно Кораном, очень мало, поэтому, прежде чем издавать свои постановления (фетвы), исламские правоведы вынуждены обращаться к хадисам и другим источникам.

Классификация не-мусульман

В своей статье "Статус людей соглашения и меньшинства в исламское государстве", шейх Нажи Ибрагим ибн Абдалла отмечает, что исламские правоведы разделяют не-мусульман на две группы:

1. Не-мусульмане территории войны (дар-уль-харб) - проживающие на неисламских территориях, не связанные мирным договором, чьи жизнь и имущество не защищены исламским законом;
2. Не-мусульмане территории мира (дар-ус-салам) - проживающие на исламских территориях, чьи жизнь и имущество защищены исламским законом, они, в свою очередь, подразделяются на:

  • Зимми - не-мусульмане, живущие в мусульманских странах, подчиняющиеся законам ислама и выплачивающие джизью (дань) в обмен на защиту и безопасность. Они являются людьми соглашения.

  • Люди перемирия - не-мусульмане, с которыми подписан мирный договор после их поражения в войне. Им позволяется жить на своей земле при условии последующего перехода в статус Зимми, и если они не воюют против мусульман.

  • Мустамин - лица, временно приехавшие в исламскую страну в качестве послов, торговцев, гостей или студентов, желающих узнать об исламе. Мустамин не должен вести войну против мусульман и не обязан платить джизью, но его следует настоятельно побуждать принять ислам. Если мустамин не принимает ислам, ему разрешается беспрепятственно вернуться в свою страну. Мусульманам запрещается причинять ему вред. После того, как мустамин вернулся на свою родину, он рассматривается как не-мусульманин, проживающий на территории войны.

Данное исследование будет сосредоточено на законах, относящихся к Зимми.

Исламский закон и Зимми

Мусульманские муфтии (судебная власть) согласны с тем, что договор Зимма, прежде всего, должен быть предложен Людям Писания, то есть, христианам и иудеям, а затем зороастрийцам, но муфтии против какого либо договора с другими группами, такими как коммунисты и атеисты. Ханафиты и шафии считают, что нельзя заключать договор с теми, кто не верит в Бога. Ханафиты и маликиты считают, однако, что джизья может быть принята от всех не-мусульман, независимо от их веры в Бога. Абу Ханифа исключал возможность договора с язычниками, которым следует дать только два варианта: принять ислам или быть убитыми.

Джизья (дань)

Джизья, буквально, означает штраф. Это охранный налог на не-мусульман, живущих в условиях исламского режима, который подтверждает их правовой статус. Мавдуди говорит, что "выплата джизьи обеспечивает не-мусульманам неприкосновенность их жизни и имущества, и в дальнейшем ни исламское государство, ни мусульманская общественность не имеет право покушаться на их имущество, честь и свободу". Уплата джизьи является символом унижения и подчинения, потому что Зимми не считаются гражданами исламского государства, хотя они, в большинстве случаев, являются коренным населением страны, завоеванной мусульманами.

Такое отношение не позволяет Зимми стать неотъемлемый частью сообщества. Как Зимми может чувствовать себя дома, на своей земле, среди своих людей и со своим правительством, если он знает, что джизья, которую он платит, является символом унижения и подчинения? В своей книге "Исламское право о не-мусульманах" шейх Абдулла аль-Мараги указывает, что от уплаты джизьи могут быть освобождены только те Зимми, которые становятся мусульманами или умирают. Шафии подтверждают, что джизья отменяется если Зимми принял ислам. Освобождение от джизьи стало стимулом для поощрения Зимми отказаться от своей веры и принять ислам.

Шейх Нажи ибн Абдулла, резюмируя цель джизьи, цитирует Ибн Кайима аль-Джаузийя:
"Джизья является символом унижения не-мусульман, оскорблением и наказанием для них, и, как указывают шафии, джизья предлагается в обмен на проживание в исламской стране. Поскольку вся религия принадлежит Аллаху, постольку джизья направлена унижение и оскорбление нечестия и его последователей. Наложение джизьи на последователей нечестия и их угнетение требует религия Аллаха. Коран так говорит об этом: "пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (Коран 9:29). Поэтому нельзя позволять не-мусульманам исповедовать свою религию, как они того хотят, чтобы они не обрели силу и власть."

Зимми и религиозная практика

Мусульмане верят, что Зимми являются многобожниками, поскольку мусульмане рассматривают Троицу, как трех богов. Чтобы защитить мусульман от влияния многобожия, они запретили открытую религиозную практику не-мусульман.

По словам мусульманских законников, Зимми (христиане и евреи), проживающие среди мусульман, должны соблюдать следующие законы:

  • Зимми запрещается строить новые церкви и синагоги. Они имеют право только на ремонт старых молитвенных домов, при условии, что не будут добавлять новых пристроек. Старые молитвенные дома это те, которые существовали до исламского вторжения на землю Зимми, и которые включены в мирное соглашение с мусульманами. Строительство церквей и синагог на Аравийском полуострове запрещено, это земля Мухаммеда и только ислам может там существовать. Мусульманам разрешается разрушить все церкви и синагоги, на земле, которую они захватили.

  • Зимми запрещается молиться или читать свои священные книги вслух, будь то дома или в молельном доме, чтобы мусульмане не услышали их.

  • Зимми запрещается печатать свои религиозные книги или продавать их в общественных местах и на рынках, а лишь в своих молельных домах, среди своих людей.

  • Зимми запрещается устанавливать крест на своих дома и церквях, поскольку он является символом безбожия.

  • Зимми запрещается транслировать по радио или телевидению свои религиозные церемонии. Зимми запрещается использовать средства массовой информации (газеты и журналы) для публикации своих религиозных представлений.

  • Зимми запрещается собираться на улицах во время своих религиозных праздников, каждый Зимми должен тихо пройти в свой молельный дом.

  • Зимми запрещается служба в армии, если на то нет особой необходимой. В случае призыва в армию Зимми считаются наемниками и не имеют права занимать руководящие должности.

Маудуди, который является ханафитом, делает некоторые послабления:
"В своих поселениях Зимми могут исповедовать свою религию с полной свободой. Но в мусульманских регионах исламское правительство имеет полное право установить для Зимми такие ограничения, какие сочтет необходимыми."

Отступничество в исламе

Отступничество означает отказ от исламской религии словом или действием, такой акт - тяжкий грех в исламе. Коран указывает:
"Как Аллах будет вести прямым путем людей, которые отрекались после того, как они уверовали и засвидетельствовали, что посланник - истина, и пришли к ним ясные знамения? Этим воздаяние - в том, что на них - проклятие Аллаха, и ангелов, и всех людей. Вечно пребывающими в нем они будут, - не будет облегчено им наказание, и не будет дано им отсрочки, - кроме тех, которые обратились после этого и совершили благое."
(Коран 3:80-83)
Официально, исламский закон не требует от мусульман заставлять Зимми принять ислам. Но обязанность каждого мусульманина - проявлять добродетели ислама, чтобы не-мусульмане, видя величие истины, приняли ислам добровольно. Как только человек становится мусульманином, он уже не может отречься от ислама. Если он сделает это, то будет предупрежден, ему дадут три дня, чтобы одуматься и покаяться. Если человек упорствует в своем отступничестве, то его жена должна с ним развестись, его имущество будет конфисковано, а его дети будут у него забраны. Отступник должен быть привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Если отступник покается, то он может вернуться к жене и детям, или вступить в новый брак. Согласно ханафитам, женщине-отступнице не разрешается выходить замуж, она должна проводить время в размышлениях, чтобы вернуться в ислам. Если отступница не покается, то она не будет приговорена к смертной казни, но ее будут преследовать, бить и заключат в тюрьму до конца ее жизни. Другие школы шариата требуют смерти и для отступницы. Наказание смертной казнью за отступничество зафиксировано в хадисах Бухари: "Пророк сказал: если кто-то (мусульманин) отвергает свою религию, убейте его." (52:260)

В своей книге "Шариат: исламское право" Абдур Рахман Дои отмечает: "наказание смертью в случае отступничества было принято единогласно всеми четырьмя школами исламского права".

Не-мусульманину, желающему стать мусульманином, рекомендуется сделать это, и всякий, кто пытается его остановить, даже если это отец или мать, будет наказан. Всякий, кто пытается обратить в свою веру мусульманина, также столкнется с наказанием.

Гражданские законы

Зимми и мусульмане подчиняются одним и тем же гражданским законам, и наказываются одинаково в делах чести, воровства, прелюбодеяния, убийства и нанесения ущерба. Характер наказания определяется исламским законом и не зависит от религиозной принадлежности наказуемого. Как Зимми, так и мусульмане одинаково подчиняются исламским законам по вопросам гражданского предпринимательства, финансовых операций, продажи, аренды, учреждения компаний и фермерских хозяйств, операций с ценными бумагами, ипотечных кредитов и контрактов. Например, воровство карается отсечением руки вора, независимо от его религиозной принадлежности. Однако Зимми не пользуются теми же привилегиями, что мусульмане, например, Зимми не выдается лицензия на ношение оружия.

Брак и дети

Мусульманский мужчина может жениться на девушке Зимми, но мужчине Зимми запрещено вступать в брак мусульманской девушкой. Если женщина принял ислам и хочет выйти замуж, то ее не-мусульманский отец не имеет права передать её жениху, это должен сделать выбранный мусульманский опекун.

Если один из родителей - мусульманин, тогда дети должны воспитываться как мусульмане. Если муж является Зимми, а его жена приняла ислам, то она должна развестись с мужем, после чего к ней переходит право опеки над детьми. Некоторые фундаменталистские школы считают, что муж-мусульманин имеет право ограничить свободу своей не-мусульманской жены своим домом, и даже препятствовать жене посещать молитвенный дом.

Смертная казнь

Ханафиты считают, что Зимми и мусульмане должны нести одинаковые наказания за одинаковые преступления. Если мусульманин умышленно убьет Зимми, то он должен быть убит в ответ. То же самое относится и к христианину, убившему мусульманина. Однако другие школы исламского права имеют иное мнение. Шафии считают, что мусульманин, убивший Зимми не должен быть убит, потому что не разумно ставить знак равенства между мусульманином и не-мусульманином. Мусульманин должен только заплатить компенсацию. Наказание зависит от школы права, которая принята в конкретной исламской стране.

Каждая школа права пытается документально подтвердить свое юридическое заключение, ссылаясь на хадисы или прецеденты из жизни пророка или "справедливых" халифов.

Свидетельство Зимми

Зимми не может свидетельствовать против мусульманина, он может давать показания только против других Зимми. Клятвы Зимми не считаются действительными в исламском суде. Согласно шариату, Зимми, даже, не имеет права находиться под присягой. Мараги прямо заявляет: "Свидетельство Зимми не принимается, потому что Аллах сказал: Я не позволю неверующим получить преимущество перед верующими". Зимми, который рассматривается как неверующий, не может свидетельствовать против мусульманина, независимо от его морального авторитета.

Если Зимми ложно обвинил другого Зимми и был за это наказан, то его авторитет запятнан, и его показания больше не будут приниматься. Тем не менее, если тот же Зимми, который был наказан за ложные показания, примет ислам, то его авторитет восстанавливается и он сможет давать показания как против Зимми, так и против мусульман, потому что согласно шариату: "Приняв ислам, он приобрел новый авторитет, который позволил ему быть свидетелем ..."

Личное право

По личным вопросам брака, развода и наследования Зимми разрешается обращаться в свои религиозные суды. Зимми могут свободно соблюдать свои общественные и религиозные обряды у себя дома и в своих молельных домах, равно как пить вино, разводить свиней и употреблять в пищу свинину, до тех пор, пока они не продают их мусульманам. Зимми, как правило, не имеют права обращаться в исламский суд по семейным делам. Тем не менее, если мусульманских судья согласится принять такое дело, то суд должен применять исламский закон.

Политические права и обязанности

Исламское государство является идеологическим государством, поэтому глава государства обязательно должен быть мусульманином, поскольку он уполномочен шариатом проводить и управлять государством в соответствии с Кораном и Сунной. Функция государственного консультативного совета заключается в оказании помощи главе государства в реализации принципов ислама. Тот, кто не поддерживает исламскую идеологию, не может быть главой государства или членом государственного совета.

Маудуди (ханафиты), знакомый с требованиями современного общества, и несколько более терпимый к Зимми, говорит:
"Относительно парламента или другого законодательного органа государства современного типа, которые существенно отличаются от экспертного совета в его традиционном смысле, может быть сделано послабление, позволяющее не-мусульманам быть их членами при условии, что принимаемые ими законы или конституция, не будут противоречить Корану и Сунне, которые являются главным источником права, и что глава государства обязательно будет мусульманином."
Взгляды Маудуди не получили одобрения других школ шариата, которые считают, что не-мусульманам вообще не разрешается занимать какую-либо должность, которая может дать им какую либо власть над мусульманами. Они утверждают, что не-мусульманин (независимо от его способностей, искренности и лояльности по отношению к стране) не может и не будет честно трудиться для достижения идеологических и политических целей ислама.

Сфера предпринимательства

Политический и государственный секторы государства не единственные, где не-мусульманам закрыт доступ к руководящим должностям. Дискриминация имеет место и в экономической сфере. Мусульманский сотрудник послал письменный запрос: "Допустимо, чтобы мусульманский владелец (компании) назначил христианина управляющим над мусульманами?" (Al-Muslim Weekly; Vol. 8; issue No. 418; Friday 2, 5, 1993). В ответ на этот запрос трое видных мусульманских ученых опубликовали свои юридические заключения:

Шейх Манна аль-Кабтан, профессор высшей школы исламского права в Эр-Рияде, указывает, что:
"В принципе не допустимо, чтобы не-мусульманин руководил мусульманами, поскольку такая ситуация несовместима с принципами Корана, потому что Аллах сказал, что 'не устроит неверным дороги против верующих' (Коран 4:141)."
Доктор Салих аль-Садлан, профессор шариата школы исламского права в Эр-Рияде, цитируя те же аяты, утверждает, что не допустимо позволять неверным руководить мусульманами, как в государственном, так и в частном секторе:
"Это ведет к унижению мусульман и возвеличиванию неверных. Неверные могут использовать свое положение, чтобы унизить и оскорбить мусульман, которые работают под их руководством. Мой совет владельцу компании - уволить этого неверного и заменить его мусульманином."
Доктор Фахд аль-Усами, профессор исламских исследований в педагогическом колледже Эр-Рияда, отмечает, что мусульманский владелец компании должен стараться продвигать мусульманских работников, которые лучше, чем христианские. Не допустимо, чтобы христианин нес ответственность за мусульман в силу свидетельства Корана, который дает превосходство мусульманам над другими. Затем он цитирует аят 63:8, а также 58:22
"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом."
Фахд аль-Усами утверждает, что нахождение под властью христианина вынудит мусульман льстить ему и унижать себя в надежде получить часть того, что есть у него. Это противоречит Корану.

Все это означает, что и в секторе экономики Зимми, независимо от его опыта и квалификации, не может быть назначен на руководящую должность, даже если он лучше, чем мусульманин, способен служить своей стране.

Свобода самовыражения

Маудуди, который более мягок, чем большинство мусульманских теологов, демонстрирует революционные взгляды, когда говорит, что в исламском государстве:
"Все не-мусульмане будут пользоваться свободой совести, мнения, слова и собрания, какими пользуются мусульмане, и на них распространяются те же ограничения, какие налагаются законом на мусульман."
Взгляды Мавдуди не приняты большинством исламских школ права, особенно в отношении свободы слова, позволяющей критику государства и ислама. Даже на родине Мавдуди, в Пакистане, запрещено критиковать правительство. Многие политические заключенные отбывают наказание в тюрьмах Пакистана и большинства других исламских стран. Что касается критики ислама, то даже мусульмане, не говоря уже о Зимми, избегают этого, опасаясь смертной казни.

Какая свобода самовыражения может быть у Зимми, которые не имеют права использовать газеты, радио и телевидение? Возможно, Мавдуди подразумевал свободу Зимми в своем кругу, в противном случае, они подлежат казни. Мусульмане, согласно шариату, имеют право пропагандировать свою веру, без каких-либо ограничений.

Мусульмане и Зимми

Отношения между мусульманами и Зимми разделяются на две категории: на то, что запрещено и то, что допустимо.

I. Запрещено

Мусульманам не разрешается:

  • Подражать Зимми в одежде или поведении.

  • Участвовать в праздниках Зимми или оказывать им поддержку, которая может дать им какую либо власть над мусульманами.

  • Сдавать в аренду свой ​​дом или продать свою землю для строительства церкви, винного магазина и чего бы то ни было, что может принести пользу религии Зимми.

  • Участвовать в любой работе, которая несет пользу религии Зимми.

  • Делать какие-либо пожертвования на церкви или храмы.

  • Работать на судне или транспорте, которое перевозит вино или свиней.

  • Обращаться к Зимми с такими словами как "мой господин".

II. Допустимо

Мусульманам разрешается:

  • Оказывать Зимми финансовую помощь, если деньги не используются для нарушения исламских законов, например, покупки вина или свинины.

  • Дать право преимущественной покупки своему соседу Зимми. Ханбалиты этого не одобряют.

  • Есть пищу, приготовленную людьми Писания.

  • Утешать Зимми во время болезни или при потере любимого человека. Мусульманам также разрешается участвовать в похоронах Зимми, но они должны идти перед гробом, а не за ним, и покинуть кладбище, до захоронения.

  • Поздравлять Зимми в случае свадьбы, рождения ребенка, возвращения из долгого путешествия, или выздоровления. Однако мусульманам запрещается произносить слова, которое могут усилить веру Зимми, как то: "Пусть Аллах превознесет вас", "Пусть Аллах наградит вас" или "Пусть Аллах дарует вам победу".


Заключение

Исследование исламского права показывает, что не-мусульмане не являются полноправными гражданами в исламских странах, даже если они коренные жители этих стран (как, например, копты в Египте, сирийцы в Сирии или ассирийцы в Ираке). Сказать обратное, означает - утаить правду. Справедливость и равенство требуют, чтобы любой христианин в Пакистане, Малайзии, Турции или в арабских странах рассматривался как полноправный гражданин. Каждый человек заслуживает того, чтобы пользоваться гражданскими правами, независимо от его религиозной принадлежности.

Утверждать, что только ислам является истинной, и на основании этого дискриминировать людей, является социальным, религиозным и юридическим преступлением.


Литература

  • Najih Ibrahim Bin Abdullah, "The Ordinances of the People of the Covenant and the Minorities in an Islamic State", Balagh Magazine, Cairo, Egypt, Volume 944, May 29, 1988; Volume 945, June 5, 1988.

  • Al Muslimun, Volume 8, issue No, 418; Friday 2, 5, 1993.

  • Abdur Rahman Doi, "Sharia: The Islamic Law", Taha Publishers, London UK, 1984.

  • S. Abul Ala Mawdudi, "The Rights of Non-Muslims in Islamic State", Islamic Publications, LTD. Lahore, Pakistan. 1982

  • Abdullah Mustapha Muraghi, "Islamic Law Pertaining to Non-Muslims", Library of Letters. Egypt. Undated


http://orien.webuda.com/relig50.htm





Page generated Sep. 21st, 2017 07:01 am
Powered by Dreamwidth Studios